Проект «Летняя археологическая школа»

Алтайское археологическое общество каждый год (летом) участвует в археологических исследованиях на территории Алтайского края. Археологическая экспедиция проводится в рамках проекта «Летняя археологическая школа» совместно с МБОУ «СОШ №31» и туристическим клубом «Новые горизонты» созданного на базе школы (директор школы Бочкова С.А., учитель, руководитель туристического клуба Илюшкин А. С.). Проект предусматривает научную экспедицию и привлечение к археологическим исследованиям школьников и широкого круга молодёжи (студентов и др.). Археологический отряд состоит из 50 добровольцев-волонтёров, количество благополучателей за 2016 год 100 человек – это родители участников и заинтересованные лица (педагоги, археологи и т.д.).

Проведение экспедиции, в рамках проекта, преследует две основные цели. Первая является научно-образовательной. Она направлена на получение ребятами дополнительной информации по древней истории Алтая, закреплении теоретических знаний учебных курсов – История Алтайского края, История Древнего мира, Археология, Краеведение, а также приобретение методических навыков работы с археологическими объектами. Вторая цель археологической экспедиции – учебно-воспитательная. Это, прежде всего получение навыков постановки полевого лагеря, организации его функционирования и жизнеобеспечения, выработка умений, необходимых для жизни в полевых условиях (заготовка дров, разжигание костра, варка пищи, поддержание порядка на месте проживания и т.п.), приобретения участниками проекта практических знаний по организации взаимоотношений внутри изолированного коллектива, структурирование свободного времени, выработка навыков взаимопомощи и т.д. Все полученные умения, навыки, опыт полевой жизни и работы могут быть использованы ребятами в своей дальнейшей профессиональной деятельности, например, в поисковой и учебной работе школы или других образовательных учреждений, при организации туристических походов и экскурсий, а также при возможном участии учеников в экспедициях. Все работающие в настоящее время археологи признают ключевое значение в их профессиональной и научной карьере первой студенческой полевой практики, а для многих выпускников – это одно из ярких воспоминаний студенческих лет.

Необходимо отметить, что экспедицию следует рассматривать, прежде всего, как часть и продолжение всей работы преподавателя истории в течение года. Даже самые яркие уроки, интересные занятия, исторические конференции не могут заменить археологической экспедиции. Именно эта форма работы таит в себе исключительно большие педагогические возможности. Её специфика состоит в живом наблюдении, непрестанном собирании конкретных исторических фактов. Экспедиционные знания показывают значительность исторического прошлого нашей родины, богатство культурных ценностей, обилие уникальных памятников археологии разных эпох. В полевых условиях учебный процесс не прекращается, а переходит в другие формы. Перед началом работ с ребятами проводится беседа о целях, задачах экспедиции, объектах, которые предстоит изучить, народах проживавших в древности на этой территории. Затем студенты постоянно получают новые знания, которые носят прикладной, практический характер, опираются на жизненный опыт самих детей, то они оказываются прочнее «книжных» (Гельмель Ю.И., 2001, с. 37). Практическая учебная работа с ребятами, участвовавшими в раскопках, убеждает нас в том, что экспедиция расширяет исторические знания участников проекта, способствует повышению их общего культурного уровня, увеличивает интерес к предмету, помогает глубже усваивать программный материал. Кроме того, непосредственный контакт с учеными, равно как и реальное участие в открытии нового и неизведанного, дает возможность юным археологам прикоснуться к тайнам истории и природы понять механизмы их раскрытия. Также археологическая экспедиция позволяет молодёжи в полной мере столкнуться с большой наукой вживую, расширить их знания по истории своей малой родины и познакомится с методикой обработки научных материалов, большим разнообразием исторических источников. В экспедиции, прежде всего, формируется бережное отношение к
культурно-историческому наследию прошлого. Древние культуры для участников экспедиции не пустой звук, ведь они своими глазами и руками видели и ощущали предметы прошлого. Это в полной мере соответствует задачам историко-краеведческой (археологической) экспедиции: направить интерес участников не на узкую специализацию, а, наоборот, расширить их исторический кругозор, показать многообразие и неисчерпаемость исторической проблематики, ознакомить с различными видами источников и методами работы с ними (Демин М.А., Демина М.Е., 2001, с. 61).

Немаловажным фактором является воспитательное значение археологической экспедиции. Соприкосновение с реальными историческими источниками и коллективный труд способствует воспитанию патриотизма, привитию трудовых навыков, позволяет окрепнуть духовно и физически. Совместная деятельность – непременное условие возникновения чувства коллективизма, дружбы и взаимовыручки. Все люди в экспедиции необычайно сближаются, они не подразделяются жестко на ребят, преподавателей и научных сотрудников, так как выполняют вместе одно дело. Данные условия формируют у участников экспедиции самостоятельность, ответственность, общественную активность и главным фактором является привлечение к конкретным делам, решение определенных задач. Ребятам участие в экспедициях полезно, поскольку занятия активным трудом имеет большое воспитательное значение. Перед участниками экспедиции ставится конкретная цель, они видят непосредственные результаты своей работы, что приводит к её правильному и глубокому осмыслению (Гусенко А.Н., 1988, с. 174). В экспедиции ярче проявляются все личностные качества человека. В полевых условиях складывается замкнутое воспитательное пространство, где все его участники большую часть времени находятся на глазах друг у друга, причем каждый имеет определенные обязанности, и это накладывает на студентов особую ответственность. Они примерили социальные роль взрослых, их воспринимают как взрослых, что очень важно для самоутверждения личности (Яриз О.С., 2004, с. 58). «Экспедиция воспринимается как испытание, раскрывающее истинную суть человека. Здесь человек “узнает” себя и открывается сообществу товарищей, коллег, становится для него “видимым”: как говорят полевики, в поле человек весь как на ладони, здесь ничего не скроешь, – то есть устанавливается значение экспедиции как практики, оказывающей решающее влияние на репутацию человека» (Щепанская Т.Б., 2003, с. 174).

Таким образом, можно сделать вывод, что археологическая экспедиция представляет собой синтез условий для эффективного процесса образования и воспитания. Совместная жизнедеятельность, решение бытовых проблем, связанных с ней, долговременный контакт с членами экспедиции, решение научно-исследовательских задач – все это позволяет ранжировать личностные ценности юных археологов. Археологическая экспедиция не только способствует изучению истории и культуры Алтайского края, но и формирует навыки научно-исследовательской работы, развивает положительные качества характера человека.

Проект «Летняя археологическая школа» осуществлялся в 2016 году и предусматривал научную археолого-краеведческую экспедицию и привлечение к историческим исследованиям школьников и широкого круга молодёжи (студентов и др.). Проведение экспедиции, в рамках проекта, преследовало две основные цели – первая научно-образовательная, вторая учебно-воспитательная. Результаты: приобщение к научным исследованиям молодёжи; расширение исторического кругозора участников проекта, который показал многообразие исторической проблематики, позволил ознакомить с различными видами источников и методами работы с ними; формирование бережного отношения к культурно-историческому наследию прошлого . Итогом проекта стало не только участие в полевых научных исследованиях молодёжи , но создание идеальных условий для эффективного процесса образования и воспитания.