Пресс-конференция по проекту 19-1-000878 «Волонтёр науки: летний научно-образовательный лагерь»

3 ноября в конференц зале гостиницы Сибирь состоялась пресс-конференция по проекту 19-1-000878 «Волонтёр науки: летний научно-образовательный лагерь». В мероприятии приняли участие все заинтересованные лица — команда проекта, участники (добровольцы, волонтёры), социальные партнёры, педагоги и представители СМИ региона. Были представлены широкой общественности цели, задачи проекта и основные направления деятельности. Кроме того были представлены итоги первого этапа проекта. Грантовое направление — поддержка проектов в области науки, образования, просвещения. Тематика грантового направления, которому преимущественно соответствует деятельность по проекту: продвижение интеллектуального развития учащихся и воспитанников через конкурсы, олимпиады, исследовательскую, научную деятельность. Задачи этапа: обеспечение информационного сопровождения и привлечение внимания общественности к созданию центра исторических реконструкций — научно-образовательной стационарной площадки, предусматривающей вовлечение в научно-исследовательскую деятельность учащихся и молодёжи; привлечение средств и организация работ для создания и функционирования центра исторических реконструкций; формирование просветительского сообщества для вовлечения в научно-исследовательскую деятельность учащихся и молодёжи; проведение полевых научно-просветительских мероприятий краеведческой направленности для интеллектуального, духовного развития учащихся, молодёжи и деятельность центра исторических реконструкций. Деятельность проекта направлена на реализацию сразу 4 приоритетных национальных проектов: 1. Наука (формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учеными научных исследований и разработок, создания научных лабораторий и конкурентоспособных коллективов); 2. Образование (воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций; формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию; создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства); 3. Культура (создание (реконструкция) культурно-образовательных и музейных комплексов (пп «б» пункта 12 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 № 204); обеспечение и поддержка добровольческих движений, том числе в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации (пп «к» пункта 12 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 № 204)); 4. Экология (создание и эффективное функционирование во всех субъектов РФ системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок). Результаты первого (полевого) этапа: 1. создан крупнейший центр исторических реконструкций (по территории более 10 Га) — была организованна деятельность научно-образовательной стационарной площадки, действующей в качестве центра исторических реконструкций. Центр стал наиболее посещаемым научно-просветительским объектом под открытым небом всего Алтайского края и Сибири. Это связанно с уникальностью осуществления проекта, поскольку он располагается в непосредственной близости от археологических объектов и одновременно сёл в которых сохранилась традиционная этнографическая культура, что позволяет заниматься междисциплинарными исследованиями на стыке всех исторических дисциплин – археологии, этнографии, краеведения, исторических реконструкций и т.п. Эксклюзивен и формат проекта — осуществление в виде ряда научно-образовательных экспедиций (особенно популярен среди молодёжи), имевших цель вовлечение учащихся в научную деятельность, с дальнейшим выполнением исследовательского проекта и выступлением на конференции. Были проведены 6 научно-просветительских экспедиций по 14 дней, причём у каждой из них была своя научная специализация и задача. Кроме того, у волонтёров (всего в экспедициях приняло участие 403 добровольца) и гостей была возможность самим поучаствовать (реально погрузиться) в реконструкции – воссоздать сосуд; изготовить орудие труда; попробовать и приготовить пищу по традиционным рецептам коренных народов Алтая; переодеться в костюм древнего человека и т.п.; 2. в населённых пунктах Чарышского района Алтайского края для местного населения был организован ряд культурно-образовательных мероприятий, это лекции, мастер-классы по традиционному народному творчеству, просветительские лекции и проектные занятия; 3. для реализации проекта привлечена профессиональная команда ведущих учёных, краеведов и педагогов Алтайского края и уже действующий научный молодёжный добровольческий отряд, состоящий из волонтёров (более 400 чел.) и экспертов – имеющий опыт реализации социальных и научно-просветительских проектов. Все участники и благополучатели смогли устранить пробелы в знаниях истории и культуры собственной страны, поскольку стали реальными участниками научно-исследовательских мероприятий т.е. настоящими помощниками учёных, ознакомились с теорией и методикой проведения научного поиска; 4. к реализации проекта подключились государственные учреждения региона, прежде всего ключевые социальные партнёры: Департамент Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам внутренней политики, Управление молодежной политики и реализации программ общественного развития Алтайского края, Администрация Чарышского района, Комитет по культуре и туризму Администрации Змеиногорского района Алтайского края, и ряд образовательных учреждений Алтайского края, например: АлтГПУ, студенты которого проходили практику в рамках реализации проекта, КГБОУ «Новоалтайский лицей профессионального образования, Кипринская СОШ Шелаболихинского района, целый ряд барнаульских школ – №31, №45, №52, №53, № 69, №70, №74, №99, №96, № 98, №102, №118, №128, ЧОУ Барнаульская классическая школа, Новосибирской области – ГБПОУ Новосибирский технический колледж им. А.И. Покрышкина, Москвы — учебно-научный центр социальной антропологии — научно-образовательная структура Российского государственного гуманитарного университета и Института этнологии и антропологии Российской академии наук, а участниками (волонтёры и добровольцы) стали представители большинства регионов РФ, ближнего (Казахстан) и дальнего зарубежья (Франция); 5. Значительное финансовое привлечение средств. По сравнению с 2018 годом объём средств государственной поддержки увеличился в 6 раз (с 448 000 руб. до 2 802 690, а объём софинансирования проекта превысил 100%, а это значит, что Алтайское археологическое общество смогло привлечь собственными усилиями в 2 раза больше средств, чем выделено Фондом Президентских грантов. Общий объём увеличения финансирования превысил показатель 2018 года в 12 раз! Реализация проекта представляет собой идеальный синтез научно-педагогических и др. условий для воссоздания материальной и духовной культуры, искусства региона с использованием научных источников, позволяющих ставить перед собой как исследовательские цели, так и педагогические. Проект предполагает полное аутентичное погружение в исследуемые исторические эпохи — участники проживают на природе в палаточном лагере, где заниматься как изучением древних эпох, так и более приближенных к современности. Итогом проекта станет создание просветительского сообщества, состоящее как из профессионалов, так и волонтёров для проведения научно-практических конференций, круглых столов, семинаров, позволит вовлекать в непрерывный исследовательский процесс юных краеведов для изучения истории своего региона. По итогам первого конкурса 2019 года проект «Волонтёр науки – летний научно-образовательный лагерь» получил грантовую поддержку в размере 2 802 690 рублей.