Экологическая культура

Постоянное ухудшение экологической ситуации, рост количества незаконных мест скопления отходов (несанкционированных свалок) является очевидным фактом, аксиомой не требующей доказательств. Экологические проблемы выходят на первое место среди всех проблем общества, и не случайно их обсуждают в ООН, освещают мировые СМИ, а Президент РФ выделяет эти проблемы как приоритетные, в том числе в рамках национальных проектов. Одной из причин ухудшения экологической ситуации в стране и истощения её природных ресурсов согласно Концепции национальной безопасности РФ является низкий уровень экологической культуры общества. Всё больше ученых, изучающих проблему взаимодействия природы и общества, приходят к убеждению — сохранение жизни на Земле, прогрессивное развитие человека и природы невозможно без создания новой экологической культуры, а у детей и молодежи — в первую очередь. Алтайский край является одним из немногих регионов с уникальным природным потенциалом — тайга, горы, ледники, прозрачные реки, реликтовые леса, озёра, бескрайние поля, обилие флоры и фауны. Однако экологические проблемы не обошли стороной и наш регион.

Ключевой задачей нашей команды было выявление уровня экологической культуры у целевой аудитории (школьников) будущего экологического проекта. Экологическая культура проявляется в экологически сообразном поведении в повседневной жизни и экологически компетентном решении жизненных проблем. Модель экологической культуры личности состоит из компонентов: экологические знания, экологическое отношение, экологическая деятельность. Критерии и показатели сформированности экологической культуры учащихся: 1. познавательный — обучающийся усвоил научные знания по экологии и краеведению, знает нормы и правила организации деятельности и поведения в природе, осваивает экологические и природоохранительные знания, планирует и реализует экологическое самообразование; 2. мотивационно-ценностный — понимает ценности природы, сформировал эмоционально-личностное отношение к окружающей среде, ответственно ведет себя в окружающей среде, положительно относится к природоохранительной работе; 3. деятельностный — владеет системой экологических умений и навыков, необходимых для решения эколого-природоохранительных проблем, участвует в экологической деятельности. Исходя из этого, мы пришли к выводу о необходимости диагностики уровня экологической культуры учащихся по следующим критериям: – познавательный; – мотивационно-ценностный; – деятельностный. Каждый из критериев включает показатели, которые отражают качественные характеристики критерия. Методической основой для выявления экологической культуры стали следующие методические разработки — а) модифицированный вариант методики «Диагностика уровня экологической культуры личности» по С.С. Кашлеву, С.Н. Глазычеву; б) методика «Экологическая культура учащихся» Е.В. Асафова; методика «Самооценка экологической культуры» Е.Ю. Ногтева, И.Д. Лушников. Обработка исследований: подсчитывается количество правильных ответов по каждому разделу и по тестам в целом. Уровни компонентов экологической культуры: высокий уровень; средний уровень; низкий уровень. Высокий уровень сформированности экологической культуры – у учащихся многообразные знания о растениях и животных разных сообществ. Школьники заботятся, бережно относятся к растительному и животному миру, понимают их ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе, проявляют устойчивый интерес к окружающему миру. Средний уровень сформированности экологической культуры – учащиеся усвоили закономерные связи объектов, явлений, совершенствуют знания об особенностях природного мира. Но не всегда способны анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, хотя проявляют при этом желание, заботу и бережное отношение к природе. Низкий уровень сформированности экологической культуры – учащиеся не знают о существенных сторонах животного и растительного мира, они проявляют желание заботиться о животных и окружающей среде, но познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к животным и растениям, но интереса к данному содержанию не проявляют.

Итоги экологического опроса школьников.

Опрос «Экологические проблемы Алтайского края» проведено АНО Алтайское археологическое общество.

   Время проведения — 2020 г.

    Место проведения – образовательные учреждения Алтайского края.

   Цель: изучение мнения подростков по экологическим проблемам.

   Анкета закрытого типа состояла из 4 вопросов с 3 вариантами ответов. Опрошено 2005 человека (49% юношей и 51% девушек). Можно было давать один вариант ответа.

   Респонденты – это школьники в возрасте 14-18 лет (100%).

Диаграммы ответов респондентов.

  1.  Вопрос. Считаете ли вы, что решение экологических проблем Алтайского края связано с вашим личным участием?

5% школьников считают своим личным делом, 95 % решение экологических проблем никак не связано с их личным участием. Все респонденты смогли четко ответить на поставленный вопрос.

Исследование уровня экологической культуры в МБОУ СОШ №70 г. Барнаула

2. Вопрос. Как вы считаете кто должен решать экологические проблемы Алтайского края?

Ответы респондентов распределились следующим образом:

   93 % учащихся считают решение экологических проблем региона прерогатива государственных органов, 5% школьников считают решение экологических проблем зона ответственности граждан (жителей) региона, и лишь 2% назвали экологических активистов движущей силой в решении проблем экологии.

Исследование уровня экологической культуры в МБОУ СОШ №102 г. Барнаула

3. Вопрос. Готовы ли вы изменить свой привычный образ жизни для улучшения экологической ситуации в регионе?

   5% школьников на поставленный вопрос ответили — да, готов отказаться от привычек, 90% учащихся — нет, не готовы менять свои привычки, 5 % респондентов затруднились ответить.

Исследование уровня экологической культуры в МБОУ СОШ №48 г. Барнаула

4. Вопрос. Можете ли вы изменить экологическую ситуацию?

   На 4 вопрос 5% школьников ответили да, я могу изменить. 8% учеников ответили — нет, я не могу изменить. 87 % респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос — не знаю, как я могу повлиять на улучшение экологии

Исследование уровня экологической культуры в МБОУ СОШ №31 г. Барнаула

Результаты опроса выявили:

• жители Алтайского края уверенны, что решение экологических проблем никак не связано с их личным участием 95%;

• 87%опрошенных не знают, как они лично могут повлиять на улучшение экологии;

• 90% не хотят предпринимать для этого никаких действий, изменять свои постоянные привычки;

• подавляющее число жителей региона (93%) убеждены в том, что решение проблем экологии находится в поле ответственности государственных органов;

• только (5%), считающих охрану окружающей среды своим личным делом.

Вывод — в общественном сознании отсутствует понимание остроты ситуации. Граждане живут в полном убеждении, что природная среда неисчерпаема, и не воспринимают всерьёз экологические угрозы. Данная информация свидетельствует о наличии серьёзной социальной проблемы, решение которой необходимо незамедлительно, поскольку её игнорирование приведёт с одной стороны к ухудшению экологической ситуации в регионе, а с другой стороны будет увеличиваться количество пассивных граждан, считающих, что решение социальных проблем не является приоритетом их жизни.