Постоянное ухудшение экологической ситуации, рост количества незаконных мест скопления отходов (несанкционированных свалок) является очевидным фактом, аксиомой не требующей доказательств. Экологические проблемы выходят на первое место среди всех проблем общества, и не случайно их обсуждают в ООН, освещают мировые СМИ, а Президент РФ выделяет эти проблемы как приоритетные, в том числе в рамках национальных проектов. Одной из причин ухудшения экологической ситуации в стране и истощения её природных ресурсов согласно Концепции национальной безопасности РФ является низкий уровень экологической культуры общества. Всё больше ученых, изучающих проблему взаимодействия природы и общества, приходят к убеждению — сохранение жизни на Земле, прогрессивное развитие человека и природы невозможно без создания новой экологической культуры, а у детей и молодежи — в первую очередь. Алтайский край является одним из немногих регионов с уникальным природным потенциалом — тайга, горы, ледники, прозрачные реки, реликтовые леса, озёра, бескрайние поля, обилие флоры и фауны. Однако экологические проблемы не обошли стороной и наш регион.
Ключевой задачей нашей команды было выявление уровня экологической культуры у целевой аудитории (школьников) будущего экологического проекта. Экологическая культура проявляется в экологически сообразном поведении в повседневной жизни и экологически компетентном решении жизненных проблем. Модель экологической культуры личности состоит из компонентов: экологические знания, экологическое отношение, экологическая деятельность. Критерии и показатели сформированности экологической культуры учащихся: 1. познавательный — обучающийся усвоил научные знания по экологии и краеведению, знает нормы и правила организации деятельности и поведения в природе, осваивает экологические и природоохранительные знания, планирует и реализует экологическое самообразование; 2. мотивационно-ценностный — понимает ценности природы, сформировал эмоционально-личностное отношение к окружающей среде, ответственно ведет себя в окружающей среде, положительно относится к природоохранительной работе; 3. деятельностный — владеет системой экологических умений и навыков, необходимых для решения эколого-природоохранительных проблем, участвует в экологической деятельности. Исходя из этого, мы пришли к выводу о необходимости диагностики уровня экологической культуры учащихся по следующим критериям: – познавательный; – мотивационно-ценностный; – деятельностный. Каждый из критериев включает показатели, которые отражают качественные характеристики критерия. Методической основой для выявления экологической культуры стали следующие методические разработки — а) модифицированный вариант методики «Диагностика уровня экологической культуры личности» по С.С. Кашлеву, С.Н. Глазычеву; б) методика «Экологическая культура учащихся» Е.В. Асафова; методика «Самооценка экологической культуры» Е.Ю. Ногтева, И.Д. Лушников. Обработка исследований: подсчитывается количество правильных ответов по каждому разделу и по тестам в целом. Уровни компонентов экологической культуры: высокий уровень; средний уровень; низкий уровень. Высокий уровень сформированности экологической культуры – у учащихся многообразные знания о растениях и животных разных сообществ. Школьники заботятся, бережно относятся к растительному и животному миру, понимают их ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе, проявляют устойчивый интерес к окружающему миру. Средний уровень сформированности экологической культуры – учащиеся усвоили закономерные связи объектов, явлений, совершенствуют знания об особенностях природного мира. Но не всегда способны анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, хотя проявляют при этом желание, заботу и бережное отношение к природе. Низкий уровень сформированности экологической культуры – учащиеся не знают о существенных сторонах животного и растительного мира, они проявляют желание заботиться о животных и окружающей среде, но познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к животным и растениям, но интереса к данному содержанию не проявляют.
Итоги экологического опроса школьников.
Опрос «Экологические проблемы Алтайского края» проведено АНО Алтайское археологическое общество.
Время проведения — 2020 г.
Место проведения – образовательные учреждения Алтайского края.
Цель: изучение мнения подростков по экологическим проблемам.
Анкета закрытого типа состояла из 4 вопросов с 3 вариантами ответов. Опрошено 2005 человека (49% юношей и 51% девушек). Можно было давать один вариант ответа.
Респонденты – это школьники в возрасте 14-18 лет (100%).
Диаграммы ответов респондентов.
- Вопрос. Считаете ли вы, что решение экологических проблем Алтайского края связано с вашим личным участием?
5% школьников считают своим личным делом, 95 % решение экологических проблем никак не связано с их личным участием. Все респонденты смогли четко ответить на поставленный вопрос.
2. Вопрос. Как вы считаете кто должен решать экологические проблемы Алтайского края?
Ответы респондентов распределились следующим образом:
93 % учащихся считают решение экологических проблем региона прерогатива государственных органов, 5% школьников считают решение экологических проблем зона ответственности граждан (жителей) региона, и лишь 2% назвали экологических активистов движущей силой в решении проблем экологии.
3. Вопрос. Готовы ли вы изменить свой привычный образ жизни для улучшения экологической ситуации в регионе?
5% школьников на поставленный вопрос ответили — да, готов отказаться от привычек, 90% учащихся — нет, не готовы менять свои привычки, 5 % респондентов затруднились ответить.
4. Вопрос. Можете ли вы изменить экологическую ситуацию?
На 4 вопрос 5% школьников ответили да, я могу изменить. 8% учеников ответили — нет, я не могу изменить. 87 % респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос — не знаю, как я могу повлиять на улучшение экологии
Результаты опроса выявили:
• жители Алтайского края уверенны, что решение экологических проблем никак не связано с их личным участием 95%;
• 87%опрошенных не знают, как они лично могут повлиять на улучшение экологии;
• 90% не хотят предпринимать для этого никаких действий, изменять свои постоянные привычки;
• подавляющее число жителей региона (93%) убеждены в том, что решение проблем экологии находится в поле ответственности государственных органов;
• только (5%), считающих охрану окружающей среды своим личным делом.
Вывод — в общественном сознании отсутствует понимание остроты ситуации. Граждане живут в полном убеждении, что природная среда неисчерпаема, и не воспринимают всерьёз экологические угрозы. Данная информация свидетельствует о наличии серьёзной социальной проблемы, решение которой необходимо незамедлительно, поскольку её игнорирование приведёт с одной стороны к ухудшению экологической ситуации в регионе, а с другой стороны будет увеличиваться количество пассивных граждан, считающих, что решение социальных проблем не является приоритетом их жизни.