Музей реконструкций под открытым небом «Древний Алтай» — основная идея проекта

Музей реконструкции под открытым небом «Древний Алтай» — пространство для погружения в культуру и быт древнего мира, охватывающее 4 эпохи: каменный век, скифы, кочевники и этнографический период, пространство для изучения культуры древних народов и экспериментальной археологии.

Аил на территории Музея

В Сибири Алтай был одним из первых районов, где появились люди. Для примера — 6 тыс. лет назад появление первых городов в Месопотамии, 3 тыс. лет — появились Египетские пирамиды, 2 тыс. лет — время рождения Христа, а уже 50 тыс. лет назад в Денисовой пещере жил человек современного антропологического типа Homo sapiens. Кстати от нашего музея в Чарышском районе до Денисовой пещеры в Солонешном районе напрямую всего 40 км., и несомненно, что в этих местах охотились, жили древнейшие представители рода человеческого, что подтверждается нашими находками каменных орудий труда эпохи палеолита прямо на территории Музея. Если посмотреть на карту Евразии, Алтай находится посередине — «омфалос», пуп земли. Именно из центра мира, из своей колыбели человек пошел в Западную Европу. Например фактически (по археологическим находкам) доказано, что первые представители индоевропейских народов — носители Афанасьевской культуры (4 тысячелетие до н.э.) проживали на территории Чарышского района (подтверждено археологическими исследованиями, а сами археологические объекты находятся всего в 200 метрах от нашего экспедиционного лагеря). Вследствие чего алтайские стоянки древнего человека и другие археологические объекты представляют собой великие памятники человеческой культуры.

Исторические реконструкции

Мы хотим открыть силу этого места людям, которые живут в непосредственной близи этого памятника культуры — в Чарышском, Краснощековском, Солонешенском районах, т.к. отношение всего мира к локальному наследию зависит от отношения живущих там людей. Мы начинаем с подростков 12-14 лет, как наиболее отзывчивой и в то же время прямолинейной аудитории, уже познакомившейся с древнем миром в курсе истории. И если о Древнем Египте школьники знают по фильмам, рассказывают о пирамидах, то о Древнем мире в 50 км. от их родного дома не имеют представления. Эти места жители поколениями используют как пастбища, а услышав о скифах или найденных здесь артефактах, хранящихся в Эрмитаже, они скорее улыбнутся на «шутку».

Наши волонтёры

Почему музей под открытым небом? Для большинства людей музей это ассоциация с чем-то неинтересным и скучным. Причина – замена музеев современными развлечениями, поскольку у культуры нет таких возможностей, как у торгово-развлекательных центров, чтобы привлекать посетителей. А вот музей в горах Алтая, под голубым небом, в окружении снежных вершин на объекте культурного наследия, где можно своими руками потрогать древние артефакты, поучаствовать в экспедиции, ощутить себя первооткрывателем, совершить незабываемое путешествие (как персонажи фильмов про Лару Крофт или Индиана Джонс) это уже интересно. Если подходить с более серьёзной стороны, то музей под открытым небом это абсолютная инновация в деле популяризация культурного наследия, самый эффективный механизм просвещения целевой аудитории, как в мире (Пирамиды Гиза в Египте, Стоунхендж Великобритании, Теотиуакан или Мачу-Пикчу в Америке), так и в России, где их практически нет.

Наша концепция предполагает высокую степень культуры участия целевой аудитории: подобно людям, жившим здесь в древности, они станут первооткрывателями и творцами. Попадая в музей, человек проходит по ленте времени: от раскопок, увидев, как близки к нему осколки прошлых культур, он проходит каменный век, деревню скифов, стоянку кочевников, попадает в этнографический период культуры алтайцев и первых русских переселенцев. Он познает их ремесла, быт и традиции, сам становясь древним мастером, а в финале путешествия во времени, встречает мудреца-волхва, беседа с которым это познание себя самого: что я узнал о родной земле? Как теперь я вижу себя?Воздействие на посетителя Музея строится таким образом: погружение (реконструкция жилищ, еды, одежды, мастерских, возможность пожить в юртах), — творчество (изготовление копий посуды, орудий, хлеба) — отношение (вечерние дискуссии в лектории, рефлексия с мудрецом).

Палаточный лагерь волонтёров Музея

Метод реконструкции, сам по себе являясь творчеством, создает мир, где каждая вещь живет и рассказывает историю места. Участники проекта и посетители Музея узнают, что хотел выразить орнаментом древний художник, почему самые красивые вещи находят в захоронениях, как собрать юрту без гвоздей, как испечь лепешку на камне и какой путь прошло человечество от первого хлеба в долине реки Межеумок (река на территории Музея) до кондитерского шедевра, от отверстий на пряслах до современного дизайна. Посетители Музея поймут корни своей культуры и увидят её беспрерывное развитие, смогут осмыслить и оценить длинный путь, который прошла культура человека за несколько тысячелетий.

На объекте культурного наследия в долине реки Межеумок Чарышского района, где 6 лет мы ведем экспедиционную деятельность, будет создан музей реконструкции под открытым небом «Древний Алтай». Эта площадка станет единственным на три района (Чарышский, Краснощековский, Солонешенский) музеем, где жители смогут увидеть экспонаты древнего мира, и единственный в Сибири комплекс исторической реконструкции, экспериментальной археологии и древних ремесел. Для этого командой проекта накоплен огромный опыт и музейная коллекция предметов (исторические реконструкции, реплики, копии и аналоги древних предметов, а также этнографическая коллекция). Фундаментом Музея является Центр исторических реконструкций, созданный в ходе реализации Гранта Президента РФ № 19-1-000878 в 2019 году, кроме того крупнейший отряд научных волонтёров — более 400 человек (сформированный по Гранту Президента РФ №18-1-002485 в 2018 году) и представленный участниками Алтайского края, всех субъектов РФ и волонтёрами Германии, Китая, Франции, СНГ.

Изготовление керамических изделий в Музее

На I этапе 40 наших постоянных волонтеров разделятся на 4 творческие группы и под руководством наставников создадут эскизы 4х культурных зон: каменный век, скифы, кочевники, этнографический период Алтая. Из нашей большой музейной коллекции сформируем экспозиции в каждой зоне, создадим новоделы хозяйственно-бытовой утвари, оружия, одежды, подготовим мастер-классы и экскурсии, с помощью профессиональных мастеров-реконструкторов создадим ремесленные станки (гончарный и ткацкий) этнографического периода. II этап — обустройство территории Музея. Создадим образцы жилищ в культурных зонах и навесы, где разместим лекторий, 3 мастерских, экспозиции находок. Посещение музея предполагает нахождение на площадке несколько дней, именно это даст погружение в эпоху древности и понимание беспрерывного развития культуры. Для размещения посетителей на ночлег построим 6 аутентичных юрт. В этом же этапе пройдет обучение наших подмастерьев (юных волонтеров), а мастера отрепетируют мастер-классы литья из бронзы, лепки из глины, косторезного, обувного дела, ткачества, гончарства, отточат каждое слово в своих рассказах о древнем мире. III этап — экскурсионные программы. Участники получат знания и осмысление локальной древней культуры через ремесла и орнаменты, увидят жизнь древних вещей, преподаватели получат уникальный инструмент для своей работы и мотивацию профессионального роста, а наша команда апробирует культурно-педагогическую программу путешествия во времени и скорректирует её. IV этап — проведение тестов, сбор обратной связи, анализ работы команды. Мы выходим в период подготовки к следующему сезону, уже за пределами данного проекта.

Древний мир Алтая будет открыт всем желающим и продолжит свою работу как единственная в Сибири площадка историко-культурных реконструкций, древних ремесел и экспериментальной археологии под открытым небом, находящаяся непосредственно на объекте культурного наследия. Уникальность проекта состоит и в том, что он предполагает высший уровень культуры участия аудитории: созданные посетителями во время мастер-классов образцы и находки на раскопах останутся «жить» в Музее, это абсолютная новация для региона, музеи которого работают в рамках лекционно-демонстрационных методов.

Краснощековский, Чарышский, Солонешенский районы — наиболее отдаленные в Алтайском крае, но в то же время, в них расположены объекты культурного наследия. Из ежегодного, в течение 6 лет, общения со школьниками этих территорий, мы можем выделить такие причины слабого уровня культурной жизни:

— у подростков нет потребности в изучении локальной культуры древнего мира: районы отдалены от центра региона, где сосредоточены основные музеи и центры культуры, знакомящие общество с древним миром, но даже выезжая туда, ни подростки, ни их родители, не станут «тратить время» на музей;

— музеи и выставочные комплексы региона используют традиционные и непривлекательные для современного подростка методы (демонстрационно-лекционные). Экспонаты мёртво лежат под стеклом, строгие рассказы экскурсоводов не впечатляют школьников, которые родившись в эпоху 3D и VR, требуют не просто интерактивности, а полного погружения в иную реальность. Музеи безнадежно проигрывают развлекательным центрам за досуг школьника;

— у подростков нет представления, какую ценность в мировом масштабе представляет собой древняя культура Алтая и находки с этой территории;

— у преподавателей истории нет инструментов для пробуждения интереса к локальной культуре древнего мира. Описание древней культуры и быта дается без связи с современным миром, что создает отрывочное представление о данной культуре у детей. Ребенку недостаточно видеть картинку с изображением каменных тесал или воина-скифа, а в школах отдаленных районов нет возможности использовать арсенал музейной педагогики — музеев там нет.

Профессор ВШЭ Татьяна Абанкина считает: «У подростков интерес резко падает. Для этой возрастной группы было бы интересно организовать мастерские, чтобы они могли что- то делать своими руками. Говорят, что наши дети сегодня перегружены, но все равно надо стараться их вовлекать в культурно-познавательный туризм, волонтерские проекты, например, в каникулы, летом. Дополнительное образование должно быть построено с акцентом на «узнавание» родной культуры. Это должен быть, с моей точки зрения, именно образовательный и волонтерский бум. Не обязательный и нудный предмет. Важно внедрить туда экспертов, мастер-классы, волонтерские проекты» (http://auipik.ru/tatyana- abankina-kak-zarabatyvat-na- kulturnom-nasledii/).

Музей под открытым небом, являясь абсолютной новацией в регионе, актуален для всего его населения. Территория Алтая — центр Евразии, «ось мира», «великий плавильный котел» — так говорил про Алтай Л.Н. Гумилёв и Н.К. Рерих, имея в виду и «сплавление» культур различных народов в одну культурную общность, однако просветительский и культурный потенциал региона не используется.

По точке зрения В.Б. Бородаева на Алтае, изобилующем археологией, нет площадок, подготовленных для посещения и знакомства с древней культурой через эксперименты и творчество. http://www.ap22.ru/paper/Pamyatniki-prinadlezhat-Otechestvu.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

Среди субъектов с населением до 3 млн жителей край занимает последнее место в рейтинге открытости культурных организаций https://pro.culture.ru/ratings/regions?date=12.2020, неразвитое волонтерство в сфере культуры ярко иллюстрирует слабый интерес молодежи к культурному наследию Алтая https://vk.com/culture.barnaul

Вечерний лекторий

За 6 лет археологических экспедиций с участием подростков, в том числе — из Чарышского района, мы фиксируем низкий уровень представления о культуре древнего периода этих мест. Менее 3% школьников смогли рассказать общие факты о каменном веке и скифах, 97% даже не имели представления о народах древнего мира. Это связано и с особенностью нового поколения: оно отметает все, чему не видит места в современности, чему не находит прикладного назначения. Для них это «какие-то далекие скифы», с культурой которых они абсолютно не идентифицируют себя, хотя живут на той же земле. Но когда показываешь подростку: вот раскоп, до остатков жилища — 70 см и это 5000 лет, ребенок меняется на глазах. С помощью эффективных методов познания и популяризации культуры — погружение в историческую эпоху через реконструкцию, мастер-классов по созданию копий утвари и орудий, экспериментальной археологии, мы открываем для подростка связь между древним миром и современностью, локальной культурой и общечеловеческой, показываем через древнюю культуру природу повседневных вещей.

Если этот мир будет близким и понятным с детства, у ребенка сформируется необходимость знания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинство своей локальной культуры и понимать ее значимость в мире, что будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.

Музей будет открыт с мая по сентябрь для всех желающих. Для круглогодичного функционирования на зимнее время в планах создание передвижной выставки. Для популяризации культурного наследия планируем привлечь деятелей сферы искусства, создание для них отдельных арт-смен, где дизайнеры, художники, модельеры, музыканты смогут познакомиться с древними традициями, орнаментами, предметами быта, методами создания различных вещей и использовать в своем творчестве элементы нашей локальной древней культуры. Музей станет площадкой для проведения фестивалей традиционной культуры.

Традиционное русское чаепитие на территории Музея

Приглашаем всех желающих для посещения Музея под открытым небом! Заинтересованным лицам предлагаем участие в научно-исследовательских экспедициях и сотрудничестве в любой из сфер деятельности Музея. Школьникам и учителям Алтайского края предлагаем стать участниками научно-образовательного лагеря на территории Музея. Мы открыты для любых предложений сотрудничества и совместной деятельности!